когда ратнер оповещает, что разошелся со своей пассией и ей необязательно жить в доме матери, лёля многозначительно присвистывает в зеркало заднего вида,
- что обычно делают бывшие жены в таких случаях?
- злорадствуют, потирая руки?
- а со стабильной психикой?
он смеется и говорит, что давно не видел ее такой с ч а с т л и в о й. легкой, трепетной, буквально лучезарной. лёля парирует, мол не смотри, допивая свой пулковский кофе, рассматривая мигающий экран смартфона сообщением эльберга с какими-то ироничными комментариями про первопрестольную. кожа переливается тонким загаром и ольхонский воздух словно еще витает где-то от шеи и до ключицы. практика очень медленно стирается в общее яркое воспоминание, но лёля слишком упрямо хранит его умиротворенно-спящее лицо по утру перед глазами. терпко выдыхая вкусом его губ. петербург меняется с бешеной скоростью и ратнер позволяет себе здесь все не узнавать, постепенно привыкая к шуму и толпам туристов, что обязательно мельтешат под ногами. до возвращения загорелого и счастливого вени каких-то пару дней, эти пару дней ей просто чтобы расслабиться и, возможно, решить какие-то важные, для сергея, вопросы. а потом театр с матерью и бывшей свекровью, бесконечный обмен новостями, летняя неугасающая суета. белых ночей нет, но ольга все равно не может привыкнуть к свету в девять вечера за окном. бывший муж попеременно нахваливает прекрасный английский сына, никакого акцента, свободное владение - гений. не иначе. еще бы, это ведь было главным условием жизни вени в провинции, а не в северной столице. они как-то хором при разводе решают, что последние классы школы и высшее образование вениамин сергеевич будет получать заграницей; английский по зуму с лучшими репетиторами и жизнь вдали от больших красочных городов, чтобы, не дай бог, не захотел остаться в россии, едва стукнет шестнадцать. лёля увозит сына в места своего детства, к природе и размеренному быту, который, может, потом, где-нибудь в европе, не даст сойти ему с ума от тоски. когда-то их просторная квартира на ваське, видовая, с неутихающей набережной лейтенанта шмидта, кажется лёле совершенно чужой сейчас, разве что засыпать в обнимку с сыном в гостинной на диване, пока он вымотанный, рассказывает об испании, о каких-то своих юных невинных впечатлениях, новых друзьях и посткроссинге - так уютно и привычно. они остаются до начала учебного года, сумасбродно наплевав на подготовку к его школе и ее работе. огромный город затягивает своими сетями, бесконечными событиями, ломающими любой график. в сентябре ольхонский воздух окончательно вымывается, не напоминая о себе вовсе.
лёля обжигается воспоминанием об эльберге, когда ксюша сообщает, что непонятно - вернется ли он из москвы - в один из первых сентябрьских разговоров, наливая ей кофе, выспрашивая, как там в питере, на байкале, да вообще в принципе. получая сухие комментарии, недоверчиво вглядываясь в уставшее лицо ольги, что не высыпается из-за первокурсников и вени, который решает внезапно заявить, что, возможно, в петербурге им было бы лучше. это происходит каждую осень. просто, обычно, не так громко и ярко. обычно: лёля не едет за ним к отцу, не живет там с ними целый насыщенный месяц. обычно лёля, просыпаясь как-то посреди ночи от леденящего холода и смутного кошмара, не натыкается на обезвоживающее одиночество. которое еще пару месяцев назад ее не страшило ни в каких смыслах, но выжглось июлем в объятиях влада. в какой-то из угасающих дней понимая, что пустоты между ними теперь больше, чем было до этой чертовой практики. ратнер так спокойно и быстро привыкает к мысли его не видеть. не чувствовать. и не слышать. сталкиваясь в кабинетах с коллегами, рассматривая лица, естественно, не отдохнувших, но все равно бодрых студентов. они как всегда окружают молниеносно, ошарашивая своими нескончаемыми вопросами, смелыми выводами, революционными предложениями. мир превращается в привычный. такой знакомый, стихающий на поворотах. как прошлой зимой, началом весны, где все знакомо и не полыхает разворачивающейся словесной войной. веня успокаивается старыми друзьями и дикой гимназической нагрузкой. ксюша выдергивает ее в бесконечную культурную и кулинарную программу по вечерам. конец сентября заворачивает их в серый махровый плед из классического уныния, не огорчающего даже, скорее, готовящего к резким холодам и обморочным попыткам искать тепло разве что у батареи. ратнер перечеркивает план диплома островского размашисто черной пастой
ксюша, секретарь деканата, [21.09.2022 10:20]
эльберг вышел на работу
лёля роняет ручку на исчерченный лист бумаги, не разбирая, о чем именно никита шутит в своей последней фразе, рассматривая как его научный руководитель ломает фундамент его великолепной работы. в аудиторию забегает парочка преподавателей филфака, выгоняя студентов своей панической атакой. в чате разворачивается филиал шоковой терапии, сменяющейся стендапом. быстро. без возможности уследить за сутью. коллеги как-то в миг решают, что знакомить декана с нынешним положением дел факультета нужно именно ольге романовне. и даже нет смысла задавать вопрос: почему?
они ведь были вместе на практике. все знают, как прекрасно та прошла. какие удивительные результаты. какие восхитительные впечатления. и ратнер ведь с эльбергом теперь л а д я т, ну почти. так рассказывает истфак. так настаивает ксюша. никто, на самом деле, просто не верит, что владислав константинович вернется в принципе, наворотив огромное количество нововведений. а отвечать, видимо, ей. жаль не перед богом, конечно. лёля трет глаза, понимая, что у нее никаких шансов. избежать встречи. убежать от себя. выдохнуть, подготовиться, попытаться предположить. ксюша строчит ей лично, мол нугдетыуже. как будто у филологического факультета нет большей радости, посмотреть, какая именно баталия развернется в кабинете декана в новом учебном году. ольге жаль их разочаровывать, но придется. собирая программы, какие-то работы, планы конференций, встречаясь с играющим взглядом ксюши в приемной. та, не скрывая, вся светится как чертова кремлевская елка, почти что как сама лёля, в июле. а июль был с л и ш к о м давно. ратнер качает головой, будто пытаясь спрятаться в широкий ворот свитера с головой.
она перестает думать о нем в середине августе, как-то само собой, ворохом архитектуры и улыбок вени. когда любое послевкусие ольхона прекращается, стоит только отгородиться обыденными делами и спорами. перестает натыкаться на него в воспоминаниях в сентябре, сталкиваясь с топорным осознанием, что, может, они и не увидятся больше. все так естественно. так правильно. это в юности строишь воздушные замки, мечтательно расписывая перспективы искусного будущего. когда тебе за тридцать, молчание превращается в завершение. теряя нить, когда все можно восстановить - запираешь дверь вовсе. она стоит перед дверью в его кабинет, чувствуя как неумолимо скатывается вниз стабильно-выверенная выдержка. она взрослая, она умеет справляться с эмоциями. распахивая приоткрытую дверь зябкостью, это простая схема: сесть на привычный стул, отвыкший от ее едких комментариев по поводу цикличного переделывания всего, положить бумаги перед ним, почти механически. делала так невероятное количество раз в марте. в апреле. в мае, - доброе утро, и с возвращением, - ничего не напоминает? она разве что не обращается к нему по имени, вообще ни в каком виде, словно это моментально и вдребезги все разрушит. поднимает глаза от папок с бумагами на него. глупо ведь сверлить взглядом поверхности, когда есть живое лицо. не осознавая вовсе, как оно может быть настолько знакомым и чужим одновременно. ты ведь уже ко всему привыкла, лёля, какие проблемы? - факультет заботливо решил, что весь ворох информации вам нужно рассказать прямо здесь и сейчас, как будто разовая акция избавит от детальности проверки в дальнейшем, - у нее спокойный голос. как весной. как когда они рассказывали друг другу, что правильно, а что принципиально. блещущий своей отстраненностью, не позволяющий сердцу пробить слишком громкий удар прямиком по ребрам. лёля прикусывает нижнюю губу, пытаясь не скатываться в медленно заглатывающий ее болевой спазм. находя в его лице маячки из той же весны, не позволяя даже на секунду увидеть что-то из того, что закипало улыбкой на ее губах летом, - критиковать много, от общей учебной программы до декабрьского практикума, два новых ассистента на кафедрах, - молодых и рьяных, конечно же, - с чего хотите начать?
может с того, что ты, все еще, так глубоко внутри.
но какая теперь уже разница?
[nick]лёля ратнер[/nick][icon]https://i.imgur.com/dsCWsIm.gif[/icon][sign]к себе легче
не так с т р о г о
[/sign][lz1]ЛЁЛЯ РАТНЕР, 31 <sup>y.o.</sup><br><b>profession:</b> кандидат филологических наук, фольклорист<br><b>home:</b> веня, 11 лет<br><b>purgatorium:</b> эльберг[/lz1]
Отредактировано Hargy Boydleen (2023-01-27 09:04:37)